Обряды погребения: православный, мусульманский. Еврейская традиция.

Православный обряд

После смерти над телом усопшего, по примеру благочестивой древности, совершаются многозначительные действия. В первый день тело усопшего омывается водой при мысли, что оно должно предстать Богу в чистоте и непорочности.

На тело усопшего надевают крестик. Тело облекается в новые, чистые одежды.

Под голову почившего кладут подушечку, которую обычно готовят заранее, наполняя небольшую наволочку освященными вербами в праздника Входя Господня в Иерусалим или листьями берез с праздника Троицы.

Поверх одежд постилается белый покров (или саван), напоминающий о белой одежде при крещении. Тело полностью покрывают простыней или особой пеленой с изображением Распятия, во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Божиим. Во время прощания родных с покойным и отпевания пелена откидывается так, чтобы открытыми оставались лицо и руки, а после, перед погребением, тело снова укрывают ею с головой.

В руки вкладывается Распятие или икона Христа, Богородицы или небесного покровителя. На лоб возлагается бумажный венчик, имеющий надписание: "Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас" - эта надпись расположена между тремя изображениями: Спасителя в центре, Божией Матери и Иоанна Предтечи по бокам. Это символ награды Царства Небесного за тяготы земной жизни, по слову апостола Павла: "А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его".

Богослужебные цвета

Белый цвет, объединяющий в себе все цвета радуги, - символ Божественного нетварного света. В белых облачениях служат в великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения, Благовещения; в них начинается Пасхальная утреня. Белые ризы полагаются для совершения крещений и погребений.
Желтый (золотой) цвет является цветом славы, величия и достоинства. Они усвоены воскресным дням как дням Господа Царя Славы; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников - пророков, апостолов и святителей.

Голубой или синий - цвет праздников Пресвятой Богородицы. Это - цвет неба, и он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе.

Мусульманский обряд

Шариат запрещает хоронить умершего в одежде. Он требует окутывать его саваном. Если умерший был состоятельным человеком и не оставил после себя долгов, то его тело обязательно покрывают тремя кусками ткани. Материя должна соответствовать материальному достатку того, кого хоронят, – в знак уважения к нему. Если умерший был несостоятельным человеком, обязательное условие – покрыть тканью все тело. Тело умершего можно покрывать использованной тканью, но лучше, если ткань новая. Запретом является – покрытие тела умершего мужчины шелковой тканью.

Оборачивание МУЖЧИН:

Для савана требуется 3 ткани. Ширина савана зависит от ширины умершего в плечах, ширину умершего нужно умножить на три. Например, ширина умершего в плечах 60 см, тогда ширина савана должна быть 180 см. Длина савана рассчитывается по следующей схеме: длина умершего + 1/3 тела. Например, если длина умершего 180 см, то длина савана должна быть 240 см. Такое добавление делается для того, чтобы связать саван над головой и под ногами усопшего. Все три ткани кладут на носилки ровно друг на друга.

Повязки изготовляются из такой же ткани, что и саван, длиной равной ширине савана. Повязок нужно приготовить нечетное количество, например 7. Повязки нужно положить на носилки на равное расстояние друг от друга.

Подготовка ат-тубана. Ат-тубан - кусок ткани длиной 100 см и шириной 25 см. Посередине с верхнего и нижнего его краев делается разрез длиной 30-40 см. Ат-тубан кладут на носилки поверх предыдущих тканей с расчетом, чтобы ат-тубан находился под ягодицами умершего. В середину ат-тубана кладется кусочек ваты, пропитанный приятно пахнущим средством (одеколон, духи, миск). Сделав в ат-тубане разрезы, его условно разбивают на 4 сектора: 2 верхних и 2 нижних. После того, как умершего уложили на носилки, правый нижний сектор ат-тубана продевается между ног покойного и связывается над телом с правым верхним сектором. Точно так же левый нижний сектор связывается с левым верхним.

Заворачивание. Заворачивать умершего в саван начинают с первого куска ткани (ближайшего к усопшему). Тело сначала укрывается правой частью савана, а затем - левой. Обернув умершего в первый слой материи, убирают покрывало, закрывающее аурат. Части ткани выше головы и ниже ног сгибаются и укладываются на лицо и ступни соответственно. После этого тело укрывается правой частью второго куска ткани, а затем - левой его частью. Сверху и снизу ткань подгибают так же, как и первый кусок. Затем то же проводят с третьим куском ткани.

Приготовленными повязками в первую очередь связывают часть последней ткани, выступающую за голову и ноги. После этого завязывают оставшиеся повязки. Узлы надо делать над левым боком умершего, т.к. в могилу его уложат на правый бок, и повязки будут легко развязаны.

Оборачивание ЖЕНЩИН:

В заворачивании женщины участвуют 5 тканей: 2 куска ткани, в которую умершую завернут, рубашка, изар, ат-тубан и головной платок (химар). Пусть ширина умершей 50 см, а ее длина 150 см. Для заворачивания берутся 2 ткани шириной 50 х 3 = 150 см и такой же длины повязки 7 штук.

Повязки кладут на носилки на равном расстоянии между собой. Поверх повязок кладут две приготовленные ткани так, чтобы со стороны ног они выступали только на длину, достаточную для укрытия ног, а вся остальная длина должна выступать с головного конца.

Подготовка "рубашки". Посередине этой ткани прорезается отверстие, через которое будет продета голова. Из-за того, что ткань "рубашки" в 2 раза длиннее носилок, поступают следующим образом: укрывают носилки одной половиной ткани, а вторую собирают и кладут за ними в том месте, где будет лежать голова умершей. Этой второй половиной тело будет укрыто сверху. Ширина "рубашки" постоянна, всегда около 90 см.

Подготовка изара. Изар - это прямоугольный кусок ткани шириной 90 см и длиной 150 см. Он укладывается на носилки поверх "рубашки".

Подготовка головного платка. Платок вырезается из ткани размерами 90х90 см.

Подготовка ат-тубана. Ширина ат-тубана 25 см, длина - 90 см. По середине ткани с верхнего и нижнего краев делаются 2 разреза. После этого ат-тубан укладывается на носилки с таким расчетом, чтобы ат-тубан находился под ягодицами умершей. На ат-тубан кладется кусочек ваты, пропитанный приятно пахнущим раствором (миск, камфора). Этим же раствором желательно пропитать изар и "рубашку".

Умершую переносят на носилки, следя за тем, чтобы аурат был прикрыт. Связывают ат-тубан над телом усопшей: правый верхний конец с правым нижним концом и левый верхний - с левым нижним. После этого правая часть изара укладывается на тело, затем левая его часть, после чего из-под изара аккуратно убирают ткань, укрывавшую аурат.

Надевание "рубашки". Нижняя часть "рубашки" лежит на носилках, а верхняя - собрана и уложена над головой умершей. Разворачиваем верхнюю половину "рубашки" и проделанное в ней отверстие продевают голову умершей, а саму ткань укладывают поверх тела. Оставшуюся ширину ткани по бокам укладывают под тело умершей соответственно справа и слева.

После этого голову (лицо и волосы) умершей обворачивают приготовленным головным платком.

Заворачивание. Правая часть первой ткани (той, которая ближе к телу) укладывается на тело умершей (в том числе на голову и ноги), а затем укладывается левая часть. После этого тело укрывается второй тканью: сначала правой ее частью, затем - левой. Ткань, находящуюся над головой, связывают приготовленной повязкой. После этого связывают ткань, выступающую за ноги. Если эта часть ткани выступает на большую длину, ее сгибают, укладывают на ноги и привязывают повязкой. После этого связывают оставшиеся повязки. Узлы надо делать над левым боком умершей, т.к. в могилу тело уложат на правый бок, и повязки будут легко развязаны.

Еврейская традиция

Еврейская традиция относится к смерти реалистически и не считает ее трагедией. Трагедией может быть лишь преждевременный уход из жизни. Когда же человек переходит в мир иной, благословенный Всевышним долгой праведной жизнью, хорошим здоровьем и бодрым духом, смерть воспринимается как нечто естественное, как велика бы ни была при этом наша скорбь.

"Когда человек оставляет этот мир, ни серебро, ни драгоценные камни, ни жемчуг не уносит он с собой, но только Тору, которую он изучал, и добрые дела, которые он творил." (Поучения Отцов)
Мы все испытываем боль, когда умирает близкий человек. Однако иудаизм считает избыточный или слишком длительный траур нежелательным. Еврейские традиции, связанные с трауром, помогают человеку постепенно пережить его горе.

Еврейские законы и обычаи, связанные с похоронами и трауром, основаны на двух главных принципах: даже мертвое тело человека достойно уважения; необходимо приложить все усилия, чтобы облегчить душевное состояние близких покойного.

У ПОСТЕЛИ УМИРАЮЩЕГО
В еврейских семьях принято собираться у постели умирающего. Если это возможно, в последние минуты жизни человек произносит покаянную молитву и Шма. Быть с человеком в момент его смерти и закрыть ему глаза, считается проявлением высокой добродетели. Затем присутствующие произносят благословение Б-гу как "судье праведному" и надрывают край своей одежды в знак горя. (Бытие 37:34)

ТРАУР ДО ПОХОРОН (ОНАН)
С момента смерти и до момента погребения пребывающего в трауре называют онан (начавший скорбеть). Главная задача онана - организация похорон; галаха, еврейский закон, запрещает кремацию. Для того, чтобы похоронить умершего как можно скорее, онан освобождается от выполнения всех положительных заповедей. Еврейская традиция считает недопустимым откладывать похороны, за исключение особых случаев. Не принято также, чтобы у тела усопшего никого не было. Кто-нибудь всегда остается около него до самых похорон, даже если оно находится в морге.

ПОХОРОНЫ
Как только врач засвидетельствовал смерть, работники хевра кадиша (похоронное общество) приготовят тело к погребению. Они тщательно омывают тело и, если возможно, окунают его в микву - не в ту, которой пользуются живые. Тело мужчины омывается мужчинами, тело женщины - женщинами. Затем тело заворачивают в простой льняной саван. Мужчину обычно хоронят в таллите, в котором он молился при жизни. Затем тело помещают в простой неполированный деревянный ящик без медных ручек и внутренней обивки.

Обычай одевать умерших в простую белую одежду был введен в глубокой древности, чтобы подчеркнуть равенство богатых и бедных перед смертью.
Запрещается бальзамировать труп. Кровь и внутренности неотделимы от тела.

Выставлять умершего на всеобщее обозрение в открытом гробу считается оскорбительным. Ведь могут прийти враги и порадоваться его смерти.
Кремация противоречит еврейскому Закону. В последние несколько столетий среди раввинов установилось единое мнение относительно недопустимости вскрытия как акта, оскверняющего покойного. Предусмотрены, однако, исключения для тех случаев, когда есть основания надеяться, что вскрытие может помочь спасти жизнь другому человеку или обнаружить преступника.
Похоронить покойника следует в самый короткий срок. Отсрочка более чем на один день допустима только для того, чтобы отдать последний долг умершему (например, когда близкие родственники должны приехать издалека или если впереди суббота или праздник).

В субботу и праздники не хоронят.
До похорон не принято выражать соболезнование семье покойного.
Входя в дом, где соблюдается траур, не здороваются. Поскольку никакие слова не могут выразить всю глубину сочувствия скорбящим и произносимые в таком случае стандартные фразы звучат фальшиво, - лучше промолчать. Традиция требует, чтобы посетители не начинали первыми разговор с родственниками покойного.
В дни траура подобает вспоминать умершего, рассказывать о его достоинствах. Тот, кто умышленно старается не говорить о покойном, полагая, что таким образом отвлекает скорбящих, не понимает психологии горя. В такой момент разговор о банальных вещах причиняет значительно больше боли.

Церемония похорон проста. Вслед за несколькими псалмами читается краткая молитва, восхваляющая Б-га, дающего жизнь и лишающего ее. Иногда раввин произносит краткую речь об усопшем. Никакие посторонние разговоры на кладбище недопустимы, поскольку считаются проявлением крайнего неуважения. … Затем гроб опускается в могилу и засыпается землей. Произносятся слова утешения, обращенные к пребывающим в трауре. Прежде чем покинуть кладбище, все омывают руки. С этого момента скорбящий перестает быть онан, он становится авель (множественное число - авелим), длительно скорбящий. По возвращении с похорон авелим подается еда, состоящая из крутых яиц. Яйцо, не имеющее отверстий, символизирует неспособность скорбящего выразить свое горе словами.

Контакты

Главный офис

  • Зелинского улица, д. 9А
  • режим работы: 08:30 - 17:30
  • воскресенье: 08:30 - 15:00

Павильон «РИТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ»

  • проспект Корсунова, д.34, корп.3
    (возле морга «Григорово»)
  • режим работы: 08:30 - 16:30
  • воскресенье: выходной

телефон: (8162) 68 50 02

e-mail: info@npdom.ru